Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Майорская средняя общеобразовательная школа" Абыйского района

Copyright © 2010 - 2011 | expert-t.ru  
 
 

План месячника психологического здоровья учащихся

Муниципальное учреждение

"Майорская средняя общеобразовательная школа

Абыйский улус (район) Республика Саха (Якутия)"

_____________________________________________________________________________________

678892; Республика Саха (Якутия); Абыйский улус; с. Кебергене; ул Атласова, 5; телефон 2-36-93

эл.адрес: kebergene.sch@mail.ru

 

 

 

План   месячника психологического здоровья учащихся.

 

Основная его цель — обеспечение реализации прав ребенка на создание необходимых условий для жизни, гармоничного развития как личности и гражданина, укрепление и сохранение психологического здоровья учащихся в образовательной среде. В рамках месячника проводятся мероприятий для учащихся, педагогов, родителей. В частности, со школьниками проводятся занятия с элементами тренинга по формированию социально-важных навыков, классные часы, диспуты, ток-шоу, школьные акции, «круглые столы». Затрагиваются различные темы. Например, о ценности жизни, позитивном отношении к себе и окружающим, детско-родительских взаимоотношениях, взаимодействии со сверстниками и противоположным полом. Ребята посещают психологические практикумы, конференции, семинары, деловые игры

 

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ

НЕДЕЛЯ ПСИХОЛОГИИ – общешкольное мероприятие, которое проводится в течении недели и предполагает участие всей школы: в первую очередь школьников, а также учителей и родителей.

 

          Каждый  день плавно перетекает в следующий.

         Необходимо, чтобы  каждый день имел такой вид работы, который  делал бы его неповторимым.

         События недели должны охватить всю школу.

         Мероприятия недели должны сделать вмешательство в учебный процесс минимальным.

 

Цели недели:

·        Создать интригу, настроить школу «на психологическую волну», сформировать общее настроение, положить начало новым переживаниям и отношениям;

·        Повышение уровня доверия между всеми участниками образовательного процесса.

·        Научить детей психологическому искусству, принимать знаки внимания и их оказывать;

·        Развить чувство коллективизма;

·        Оптимизировать межличностные отношения в классе, навыки и способы общения в младшем школьном возрасте.

     Неделя психологии имеет свое название и основную идею. Каждый день на Неделе также имеет свою тему и девиз дня, помогающая раскрывать суть всей Недели. В течение всей Недели проходят социологические опросы общественного мнения, результаты публикуются на информационном стенде по итогам Недели. Большую роль в подготовке и проведении Недели психологии играют сами школьники и классные руководители.

 

 

 

 

 

 

Расписание недели

 

 

Понедельник 8.11.10

               

 

Вторник

9.11.10

               

               

Среда

10.11.10

               

 

Четверг

11.11.10              

 

Пятница

12.11.10

Суббота

13.11.10

 

 

 

Тема дня

 

 

 

Девиз дня

«День добрых пожеланий»

Я выбираю свои чувства и настроения

«Без негатива»

 

 

 

Я выбираю дружбу

«Я среди других»

 

 

Я отвергаю одиночество.

 

«Я и мое развитие»

 

 

Я стремлюсь к саморазвитию.

«Большие гонки».

 

 

Я выбираю успех и достижение.               

 

Закрытие

 

недели.

 

Подведение итогов.

 

Мероприятия               

               

 

Открытие Недели Открытие почтового ящика «Добрых пожеланий». Исследование цветовых ассоциаций «Мое настроение в школе» (отв. 6 кл, )

 

В этот день работает «Ведро негатива», вывешивается импровизированный Забор, на котором предлагается высказаться – «Сами пишем, сами читаем» (отв.7 кл, ).

Классные часы посвещенные Недели психологии (отв. Кл.рук)    

 

Диагностика стратегий поведения среди учеников и учителей. (отв.8 кл.,)

 

Мероприятие с элементами тренинга для родителей.

 

 

Выпускаем коллаж «Что такое психология?»

 

 

Акция «Интервью»

 

темы:

 

САМАЯ ЗАГАДОЧНАЯ ЛИЧНОСТЬ

 

САМАЯ ОБЩИТЕЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ

 

САМАЯ ЯРКАЯ ЛИЧНОСТЬ Состоится презентация “Книги Радости” для начальных классов

 

 Закрытие недели. Подведение итогов. (отв.11кл, )

 

Анонимный опрос  

 

Нужны ли ссоры?

Объясните почему?

Что больше цениться в общении? Что такое настоящий друг?

Готов ли ты пожертвовать собой ради другого человека?

 

Как ты себя развиваешь?

Чего я хочу достичь?

Какие впечатления оставила мне эта Неделя?

 

Темы классных часов:

·        «Учусь общаться» - 1, 2, 3, 4, 5 кл.,

·        «Особенности развития в подростковом возрасте» - 6 кл.,

·        «Что такое дружба?» - 7 кл.,

·        «Интерес и безразличие» - 8 кл.,

·        «Самооценка» - 9 кл., 

·        «Невербальные средства общения» - 10 кл.,

·        Игра профессьянс «Формула 5», направленная на профориентацию – 11 кл.

 

 

 

ЦВЕТОВОЙ ТЕСТ ОТНОШЕНИЙ (ЦТО) М. ЭТКИНДА

Обзор

Проективная методика «Цветовой тест отношений»представляет собой невербальный компактный диагностический прием, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровень отношений человека.

 

Теоретическую основу методики составляет концепция отношений В. Н. Мясищева, идеи Б. Г. Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А. Н. Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности.

Методической основой ЦТО является цветоассоциативный эксперимент, идея и процедуры которого были разработаны автором. Он базируется на предположении о том, что существенные характеристики невербальных компонентов отношений к значимым другим – и к самому себе отражаются в цветовых ассоциациях. Цветовая сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной жизнью личности. Эта связь, подтвержденная во многих экспериментальных психологических исследованиях, давно используется в ряде психодиагностических методов.

При разработке ЦТО был использован набор цветов из восьмицветового теста М. Люшера (см. Люшера цвета выбора тест). Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в применении. При относительно небольшом количестве стимулов в нем представлены основные цвета спектра (синий, зеленый, красный и желтый), два смешанных цвета (сиреневый и коричневый) и два ахроматических цвета (черный и серый).

Процедура тестирования достаточно проста и заключается в необходимости для испытуемого подобрать к каждому из людей и понятий подходящие цвета. ЦТО имеет краткий и полный вариант проведения, различающиеся по способу извлечения цветовых ассоциаций.

Разработка интерпретации и исследование валидности включали три этапа:

1) Доказательство того, что каждый из используемых цветов обладает определенным и устойчивым эмоциональным значением, и описание этих значений;

2) Изучение закономерностей переноса эмоциональных значений цветов на стимулы, с которыми они ассоциируются;

3) Опыт применения ЦТО в различных клинических ситуациях.

Для оценки конвергентной валидности ЦТО разработчики методики рассчитали коэффициенты корреляции между характеристиками одних и тех же отношений (показателями самоуважения и удовлетворенности отношениями с женой), полученными с помощью ЦТО и методики Лири. Коэффициенты корреляции между ними составляют: 0,38 для самоуважения и 0,56 для удовлетворенности отношениями с женой (оба значимы с р < 0,05).

Эмоционально-личностное значение цветов оценивалось по шкалам личностного дифференциала. Количественная оценка этого была дана путем вычисления коэффициента корреляции между матрицей семантических расстояний цветов и стереотипов и матрицей средних рангов цветов в ассоциациях к этим же стереотипам. Вычисленный с учетом одного только фактора оценки этот коэффициент равен 0,60, а с учетом всех трех факторов личностного дифференциала он оказывается еще выше: 0,69 (в обоих случаях р < 0,01).

В целом, вся совокупность многочисленных экспериментальных данных свидетельствует о валидности ЦТО как метода исследования эмоциональных компонентов отношений личности (как в норме, так и при нервнопсихических заболеваниях).

Весьма существенной особенностью ЦТО является экономичность, проявляющаяся в малом объеме временных затрат на его проведение и интерпретацию. Это открывает широкие возможности для применения этого метода при решении задач экспресс-диагностики в условиях массовых психопрофилактических обследований, профессионального отбора и т. д. По мнению автора, практический опыт использования методики позволяет характеризовать ЦТО, во многих случаях, и как единственный экспериментальный метод, пригодный для применения в условиях детской клиники.

Получаемая с помощью ЦТО информация является несомненно полезной в психотерапевтической практике, где она может быть прямо использована для ориентации индивидуальной, групповой и семейной психокоррекционной работы.

 

Инструкция

Особенности проведения тестирования:

Проведение ЦТО осуществляется в следующем порядке:

1. Психолог в контакте с испытуемым составляет список лиц, представляющих его непосредственное окружение, а также понятий, имеющих для него существенное значение. Конкретная форма списка зависит от контекста, личности и жизненного пути тестируемого. К примеру, для детей, страдающих неврозами, список понятий таков: мать; отец; брат (сестра); дедушка, бабушка либо другие лица, с которыми живет или общается ребенок; учительница (воспитательница); друзья; я сам; каким я хочу стать; мое настроение дома; мое настроение в школе (детском саду); мой врач и т. д. Нередко имеет смысл получить список значимых лиц от самого испытуемого, попросив его назвать людей, сыгравших важную роль в его жизни.

2. Цвета раскладываются на белом фоне в случайном порядке. Затем психолог просит испытуемого подобрать к каждому из людей и понятий, которые последовательно им зачитываются, подходящие цвета. Выбранные цвета могут повторяться. В случае возникновения вопросов психолог разъясняет, что цвета должны подбираться в соответствии с характером людей, а не по их внешнему виду (например, цвету одежды).

ЦТО имеет два варианта проведения, различающиеся по способу извлечения цветовых ассоциаций. В кратком варианте ЦТО от испытуемого требуется подобрать к каждому понятию какой-нибудь один подходящий цвет. В полном варианте тестируемый ранжирует все 8 цветов в Порядке соответствия понятию, от «самого похожего, подходящего» до «самого непохожего, неподходящего». Как показывает опыт, у большинства лиц достаточно подробные и надежные результаты дает краткий вариант ЦТО.

3. После завершения ассоциативной процедуры цвета ранжируются испытуемым в порядке предпочтения, начиная с самого «красивого приятного для глаза» и кончая «самым некрасивым, неприятным».

 

Содержание

Стимульный материал:

 

Анализ

Интерпретация полученных результатов проводится в два этапа:

1. Качественный анализ цветоассоциативных ответов.

Важно отметить, что ответы следует расшифровывать целостно, в их взаимной связи друг с другом. Существенное диагностическое значение имеют пересечения ассоциаций, при которых разные стимулы соотносятся с одним и тем же цветом. Это позволяет сделать предположение об их идентификации (например, аутоидентификации ребенка с одним из родителей);

2. Формализованный анализ цветоассоциативных ответов.

Для экономичного и наглядного описания цветоэмоциональных ассоциаций, допускающего статистическую обработку, автор предлагает двухмерное параметрическое пространство, образованное характеристиками валентности (В) и нормативности (Н). Эти параметры интерпретируются как показатели эмоционального принятия либо отвержения, позитивности либо негативности социального стимула, отношение к которому исследуется. При этом валентность измеряет позицию ассоциируемого цвета в индивидуальной цветовой ранжировке, данной конкретным больным; нормативность же оценивает позицию этого цвета в ранжировке, условно рассматриваемой как «нормальная» (так называемая аутогенная норма Вальнефера – Люшера, подтвержденная в работе: Филимоненко Ю. И., Юрьев А. И., Нестеров В. М.,1982). Важное диагностическое значение имеют случаи рассогласования между валентностью и нормативностью конкретной ассоциации. Это указывает на амбивалентность, проблемность отношения испытуемого к данному лицу или понятию.

Экспериментальные исследования,

связанные с разработкой интерпретационной схемы ЦТО.

1. В эксперименте, проведенном на 100 здоровых испытуемых, последовательно предъявлялись 27 эмоциональных терминов из дифференциальной шкалы эмоций К. Изарда (1980), на каждый из которых испытуемые должны были выбрать самый подходящий цвет из восьми цветов.

Результаты показали, что, основываясь на мнении большинства испытуемых, с некоторыми факторами можно достоверно связать определенный цвет. Так, удивление – желтое; радость – красная; утомление -серое; страх – черный. Другие распределения бимодальны: гнев – красный и черный; грусть – серая и синяя; интерес – синий и зеленый. Наконец, некоторые факторы, такие, как отвращение и стыд, оказались менее определенными по своим ассоциативным эквивалентам (эти же факторы были хуже всего определены в анализах К. Изарда). Характерно, что синонимичные или близкие по значению эмоциональные термины, как правило, ассоциируются с одним и тем же цветом.

Результаты этого исследования согласуются с этнографическим анализом значения цвета, проведенным В. Тернером. Так, полученные данные о значении светлоты цвета соответствуют выделяемой этим автором оппозиции белого и черного, связанной с антитезами благо-зла, здоровье-болезнь, удача-неудача (Тернер В. У., 1983). Согласуются и данные об амбивалентном значении красного цвета. Все это свидетельствует об определенной транскультуральной устойчивости основных цветоэмоциональных структур. Полученные данные в определенной степени соответствуют и результатам интересного исследования Э. Т. Дорофеевой (1970), в котором сравнивались дифференциальные пороги чувствительности к красному, синему и зеленому цветам в различных эмоциональных состояниях. Видимо, чувствительность анализатора в эмоциональном состоянии повышается именно к тем цветам, которые выбираются как подходящие к этому состоянию в ассоциативном акте.

2. В следующей серии экспериментов эмоционально-личностное значение цветов оценивалось по шкалам личностного дифференциала. В исследовании приняли участие 48 испытуемых. Каждый из них заполнил личностный дифференциал на цвета ЦТО, а также на ряд социальных стереотипов.

Анализ полученных данных показал, что люди закономерно, статистически значимо связывают цвета с эмоционально-личностными характеристиками. Так, для красного цвета характерны значения активности, экстраверсии; синему – приписываются характеристики, связанные с высокой моральной оценкой; зеленый – воспринимается как доминантный, интровертированный; желтый – как очень активный при низкой моральной оценке, что отличает его от не менее активного красного; фиолетовый – характеризует эгоизм и неискренность; коричневый символизирует слабость и отношение зависимости; черный – отвергаемый цвет, которому приписываются разнообразные негативные характеристики; серый – слабый и пассивный. Существенно, что в пространстве силы и активности цвета практически не перекрывают друг друга. Высокая сила и высокая активность свойственны красному, высокая сила и низкая активность – черному, высокая активность и низкая сила – желтому, низкая сила и низкая активность – фиолетовому. Таким образом, каждый из цветов ЦТО обладает собственным, ясно-определенным в проведенных экспериментах эмоционально-личностным значением

3. Исследование 142 детей, больных неврозами, в возрасте 5-15 лет, в котором ЦТО проводился наряду с клинической беседой и обследованием по другим диагностическим методикам, показало, что дети начиная с 3-4 лет давали цветовые ассоциации легко, с удовольствием принимая задачу тестирования как интересную игровую ситуацию. Даже аутичные, практически не способные к открытой вербализации своих отношений дети давали легко интерпретируемые ассоциации.

Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношении ребенка к тому или другому из родителей, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется. Напротив, отвергаемый родитель ассоциируется с цветами, получившими наибольшие ранги в индивидуальной цветовой раскладке. Диагностически значимым является не только ранг цвета, с которым ребенок ассоциирует кого-либо из родителей, но и сам этот цвет. Так, ассоциация с красным обычно указывает на доминантного отца или активную, импульсивную мать. Ассоциация с зеленым говорит о достаточно жестких отношениях в семье и может быть признаком родительской гиперопеки. Ассоциация с серым свидетельствует о непонимании и отгороженности ребенка от отца или матери.

Интересные результаты дает анализ цветового самообозначения ребенка того цвета, с которым он ассоциирует самого себя. Чем меньше ранг этого цвета в раскладке, тем выше уверенность ребенка в себе, его самоуважение. Совпадение цветов, с которыми ребенок ассоциирует самого себя и одного из родителей, свидетельствует о наличию сильной связи с ним, значимости процесса идентификации. Важную роль играет то, где в цветовой раскладке находится цвет самообозначения: перед цветами, с которыми ассоциируются родители (я хороший – они плохие), после них (я плохой – они хорошие) или между ними (отношения диссоциированы).

При обследовании детей был выявлен интересный параметр цветооассоциативных реакций, который характеризует меру их сложности или, наоборот, стереотипыности. Он измеряется количеством разных цветов, выбранных в ассоциативных реакциях к определенному набору стимулов: С = K/N, где С – сложность цветоассоциативных реакций, К – количество разных использованных в ассоциациях цветов, N – количество стимулов; данную формулу можно применять при № 8. Понятно, что С прямо зависит от количества повторов при выборе цветов. По наблюдениям, С растет с возрастом. Малые значения С характерны для эмоционально недифференцированных подростков с чертами примитивности или шизоидности. В отдельных случаях малое значение С может свидетельствовать о негативизме по отношению к лечению или обследованию.

Важнейшим результатом проведенных исследований является доказательство самого факта возможности получения цветовых ассоциаций к значимым лицам и социальным стимулам от испытуемых независимо от их возраста, образования, интеллектуального уровня, тяжести симптоматики. Не могут выполнить ЦТО лишь больные, недоступные контакту либо характеризующиеся низким интеллектуальным уровнем.

 

 Комплекс психодиагностических методик

для выявления группы риска по суицидальному поведению

 

Предлагаемый комплекс психодиагностического инструментария представляет собой комплекс психологических методик и тестов, используемых педагогом-психологом для выявления детей группы риска по суицидальному поведению.

 

Методика самооценки психических состояний                                                                                                                                                                                                               (по Г. Айзенку)

 

Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических состо­яний. Если это состояние очень подходит вам, то за ответ ставится 2 балла; если подходит, но не очень, то — 1 балл; если совсем не подходит — то 0 баллов.

 

Психическое состояние

Подходит

Подходит, но не очень

Не подходит

1

Не чувствую в себе уверенности

2

1

0

2

Часто из-за пустяков краснею

2

1

0

3

Мой сон беспокоен

2

1

0

4

Легко впадаю в уныние

2

1

0

5

Беспокоюсь о только воображаемых еще неприятностях

2

1

0

6

Меня пугают трудности

г

1

0

7

Люблю копаться в своих недостатках

2

1

0

8

Меня легко убедить

2

1

0

9

Я мнительный

г

1

0

10

С трудом переношу время ожидания

2

1

0

11

Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход

2

1

0

12

Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом

2

1

0

 13

При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя

2

1

0

14

Несчастья и неудачи ничему меня не учат

2

1

0

15

Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной

2

1

0

16

Я нередко чувствую себя беззащитным

2

1

0

17

Иногда у меня бывает состояние отчаяния

2

1

0  

1S

Чувствую растерянность перед трудностями

2

1

0

19

В трудные минуты жизни иногда веду себя по- детски, хочу, чтобы меня пожалели

2

1

0

20

Считаю недостатки своего характера неисправимыми

2

1

0

21

Оставляю за собой последнее слово

2

1

0

22

Нередко в разговоре перебиваю собеседника

2

1

0

23

Меня легко рассердить

2

1

0

24

Люблю делать замечаний другим

2

1

0

25

Хочу быть авторитетом для окружающих

2

1

0

26

Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего

2

1

0

27

Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаю

2

1

0

28

Предпочитаю лучше руководить, чем подчинять

2

1

0

29

У меня резкая, грубовата» жестикуляция

2

1

0

30

Я мстителен

2

1

0

31

Мне трудно менять привычки

2

1

0

32

Нелегко переключаю внимание

2

1

0

33

Очень настороженно отношусь ко всему новому

2

1

0

34

Меня трудно переубедить

2

1

0

35

Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться

2

1

0

36

Нелегко сближаюсь с людьми

2

1

0

37

Меня расстраивают даже незначительные нарушения плана

2

1

0

38

Нередко я проявляю упрямство

2

1

0

39

Неохотно иду на риск

2

1

0

40

Резко переживаю отклонения от принятого мною режима

2

1

0

Интерпретация тестирования

Подсчитайте сумму баллов за каждую из 4 групп вопросов.

I. Тревожность (вопросы 1-10)

0-7  баллов             Низкая тревожность

8-14   баллов          Тревожность средняя, допустимого уровня

15-20   баллов        Высокая тревожность

П. Фрустрация (вопросы 11 –20)

0-7     баллов      Вы имеете высокую самооценку, устойчивы к неудачам и не боитесь трудностей

8-14   баллов         Средний уровень, фрустрация имеет место

15-20  баллов        У вас низкая самооценка, вы избегаете трудностей, боитесь неудач

111. Агрессивность (вопросы 21-30)

0-7   баллов            Вы спокойны, выдержанны

8-14  баллов           Средний уровень

15-20   баллов        Вы агрессивны, невыдержанны. Есть трудности в работе с людьми               

IV. Ригидность (вопросы 31-40)

0-7    баллов           Ригидности нет, легкая переключаемость

8-14    баллов         Средний уровень

15-20   баллов        Сильно выраженная ригидность, вам противопоказаны резкие изменения в жизни (учебе, работе, семье)

 

Шкала депрессии Зунге (Т.И.Балашовой)

Утверждения

Никогда

Иногда

Часто

Посто-

янно

1.

Я чувствую подавленность

1

2

3

4

2.

Утром я чувствую себя лучше всего

4

3

2

1

3.

У меня бывают периоды плача или близости к слезам

1

2

3

4

4.

У меня плохой ночной сон

1

2

3

4

5.

Аппетит у меня не хуже обычного

4

3

2

1

6.

Мне приятно общаться с привлекательными лицами противоположного пола

4

3

2

1

7.

Я замечаю, что теряю вес

1

2

3

4

8.

Меня беспокоят запоры

1

2

3

4

9.

Сердце бьется быстрей, чем обычно

1

2

3

4

10.

Я устаю без всяких причин

1

2

3

4

11.

Я мыслю так же ясно, как всегда

4

3

2

1

12.

Мне легко делать то, что я умею

4

3

2

1

13.

Чувствую беспокойство и не могу усидеть на месте

1

2

3

4

14.

У меня есть надежды на будущее

4

3

2

1

15.

Я более раздражителен, чем обычно

1

2

3

4

16.

Мне легко принимать решения

4

3

2

1

17.

Я чувствую, что полезен и необходим людям

4

3

2

1

18.

Я живу достаточно полной жизнью

4

3

2

1

19.

Я чувствую, что другим людям станет лучше, если я умру

1

2

3

4

20.

Меня до сих пор радует то, что радовало всегда

4

3

2

1

Обработка и интерпретация результатов теста

Уровень депрессии (УД) рассчитывается как  сумма всех зачеркнутых цифр:

  • Если УД не более 50 баллов, то диагностируется состояние без депрессии.
  • Если УД от 50 до 59 баллов, то делается вывод о легкой депрессии ситуативного или невротического генеза.
  • Показатель УД от 60 до 69 баллов – субдепрессивное состояние или маскированная депрессия.
  • Истинное депрессивное состояние диагностируется при УД более 70 баллов

Шкала тревожности и депрессии Зигмонда

 

Т

Я напряжен. Мне не по себе

3

 

все  время

2

 

часто

1

 

время от времени, иногда

0

 

совсем не испытываю

Д                                                                                                                                                                                                                  

То, что приносило мне большое удовольствие, и сейчас вызывает такое же чувство

0

 

определенно это так

1

 

наверное, это так

2

 

лишь в очень малой степени это так

3

 

это совсем не так

Т

Мне страшно. Кажется, будто что-то ужасное может вот-вот случиться

3

 

определенно это так, и страх очень сильный

2

 

да, это так, но страх не очень сильный

1

 

иногда, но это меня не беспокоит

0

 

совсем не испытываю

Д

Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное

0

 

определенно, это так

1

 

наверное, это так

2

 

лишь в очень малой степени это так

3

 

совсем не способен

Т

Беспокойные мысли крутятся у меня в голове

3

 

постоянно

2

 

большую часть времени

1

 

время от времени

0

 

только иногда

Д

Я чувствую себя бодрым

3

 

совсем не чувствую

2

 

очень редко

1

 

иногда

0

 

практически все время

Т

Я легко могу сесть и расслабиться

0

 

определенно, это так

1

 

наверное, это так

2

 

лишь изредка это так

3

 

совсем не могу

Д

Мне кажется, что я стал все делать очень медленно

3

 

практически все время

2

 

часто

1

 

иногда

0

 

совсем нет

Т

Я испытываю внутренне напряжение или дрожь

0

 

совсем не испытываю

1

 

иногда

2

 

часто

3

 

очень часто

Д

Я не слежу за своей внешностью

3

 

определенно это так

2

 

я не уделяю этому столько времени, сколько нужно

1

 

может быть, я стал меньше уделять этому внимания

0

 

я слежу за собой так же, как и раньше

Т

Я не могу усидеть на месте, словно мне постоянно нужно двигаться

0

 

определенно, это так

1

 

наверное, это так

2

 

лишь в очень малой степени это так

3

 

совсем не способен

Д

Я считаю, что мои дела (занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения

3

 

точно так, как и обычно

2

 

да, но не в той степени, как раньше

1

 

значительно меньше, чем раньше

0

 

совсем не считаю

Т

У меня бывает внезапное чувство паники

3

 

действительно, очень часто

2

 

довольно часто

1

 

не так уж часто

0

 

совсем не бывает

Д

Я могу получить удовольствие от хорошей книги, фильма, радио- или телепрограммы

0

 

часто

1

 

иногда

2

 

редко

3

 

очень редко

 

                                                                                       Интерпретация   

Госпитальная шкала тревоги и депрессии содержит 14 пунктов, каждому из которых соответствует 4 варианта ответов, отражающих степень нарастания симптоматики.

Учитывается суммарный показатель по каждой подшкале – Т (тревога) и Д (депрессия). Значения показателей:

·         от 0 до 7 баллов соответствует норме,

·         8 – 10 баллов – субклинически выраженная тревога/депрессия,

·         11 баллов и более – клинически выраженная тревога/депрессия.

 

Тест  НСВ - 10

Инструкция: Написанные слова являются началом предложений, которые вам нужно продолжить. Дописывая предложения помните: нет правильных и неправильных ответов. Разрешается допускать грамматические ошибки. Не переживайте если предложения будут получаться не очень складные, это не важно.

 

           Допишите окончание предложений                                                                                                                    

1             Никто______________________________________________________________________   

2             Все против_________________________________________________________________ 

3             Нет____________________________________________________________________         

4             Я______________________________________________________________________         

5             Мне не_____________________________________________________________________   

6             Никогда____________________________________________________________________   

7             Никогда__________________________________________________________________    

8             Всё_____________________________________________________________________       

9             Это____________________________________________________________________         

           Допишите окончания предложений, повторять ответы не обязательно

1             Многие меня­_______________________________________________________________  

2             Все за______________________________________________________________________   

3             Есть силы__________________________________________________________________

4             Я многим_________________________________________________________________    

5             Мне____________________________________________________________________        

6             Часто_____________________________________________________________________  

7             Всегда____________________________________________________________________  

8             Всё_____________________________________________________________________       

9             Это____________________________________________________________________         

           Дополните окончания предложений на своё усмотрение

1             Мне надоело______________________________________________________________     

2             Когда мне плохо, я_________________________________________________________    

3             Я не хочу_________________________________________________________________    

4             Моя жизнь – это__________________________________________________________        

5             Настроение у меня_________________________________________________________     

6             Мое терпение_____________________________________________________________     

7             Впереди у меня____________________________________________________________    

 

Обработка результатов теста “НСВ-10”.

Анализируется содержание произвольно законченных предложений с целью определения наличия суицидальных высказываний. Наличие трех и более суицидальных высказываний в предложениях показывает, что у респондента есть суицидальное намерения, и он нуждается в более тщательном изучении и в соответствующей воспитательной работе, коррекции и контроле.

В случае выявления суицидального состояния рекомендованы консультации с другими специалистами в рамках подтверждения диагностических выводов и обследование другим методом.

Для проведения анализа предлагаются примеры суицидальных высказываний. Экспериментатор может сравнивать образцы выполнения тестовых заданий обследуемых с предлагаемыми вариантами суицидных ответов в примерах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11. В случае установления идентичности ответов (три и более) в ответах обследуемого и предлагаемых примерах констатируется предварительное диагностическое заключение о наличии суицидного состояния на момент обследования.

Для подтверждения предварительного диагностического заключения проводится повторное обследование с помощью данной методики. Временной интервал между обследованиями может быть не менее часа.

Идентификация в ответах при повторном обследовании суицидальных высказываний (от трех и более) позволяет выставить оценку, характеризующую развитие (или отсутствие развития) суицидального поведения. Для этого используется девятибалльная шкала оценивания от 1 до 9. Каждому выявленному суицидальному высказыванию соответствует одно значение оценочной шкалы. Чем больше дифференцировано суицидных высказываний, тем большее значение имеет оценка.

Пример 1 1) “Никто меня не любит”; 2) “Все против меня”; 3) “Нет сил терпеть  все это”; 4)  “Я никому не нужен”;  5)  “Мне не хочется “Настроение у меня отвратительное”; 6) “Мое терпение лопнуло”; 7) “Впереди у меня пустота (спокойствие, успокоение, конец, смерть)”.

Пример 2   1) “Мне надоело это”; 2) “Когда мне плохо, я хочу убить “Сидорова”; 3) “Я не хочу туда идти, возвращаться (в школу, домой)”; 4) “Моя жизнь - это ад”; 5) “Настроение у меня паршивое”; 6) “Мое терпение закончилось”; 7) “Впереди у меня ничего хорошего”.

Следует также отметить, что многие высказывания могут быть в нецензурной форме. Их также надлежит подвергнуть анализу на предмет идентификации аутоагрессивных, суицидных фраз.

В случае выявления суицидального поведения формируется соответствующее заключение о его наличии с указанием методики получения данных выводов (тест “НСВ-10”), а также рекомендаций психолого-педагогических мер учителям, психологам, социальным педагогам, несущим прямую ответственность за обследуемого. Их суть может состоять в применении методов психологической и педагогической коррекции антисуицидальных установок, активизации резервных возможностей личности и других мер, способствующих недопущению реализации суицидальных намерений, сохранению не только жизни, но и потенциала ребенка.

 

Проективный тест “Рисунок семьи”

 

Инструкция:  Нарисуйте свою семью. При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово “семья”, а если возникают вопросы “что нарисовать?”, следует лишь еще раз повторить инструкцию. При групповом выполнении теста время ограничивают 15-30 минутами.

Примечание: Для работы необходимо использовать лист белой бумаги, ручку, карандаш, ластик.

Обработка результатов теста “Рисунок семьи”.

Для интерпретации надо знать:

а) возраст исследуемого ребенка;

б) состав его семьи, возраст братьев и сестер;

в) если возможно, иметь сведения о поведении ребенка в семье или
школе.

Обработка проводится по следующей схеме:

     Выделяемые признаки                                                    Отметки о наличии признаков                                     

1        Общий размер рисунка (его площадь)                                                                                                                        

2        Количество членов семьи                                                                                                                                                   

3        Соответствующие размеры членов семьи                                                                                                                 

          Мать                                                                                                                                                                                                 

          Отец                                                                                                                                                                                                 

          сестра                                                                                                                                                                                              

          Брат                                                                                                                                                                                                  

          дедушка                                                                                                                                                                                         

          бабушка и т.д.                                                                                                                                                                            

4        Расстояние между членами семьи                                                                                                                                 

          Наличие каких-либо предметов между ними                                                                                                          

5        Наличие животных                                                                                                                                                                  

6        О виде изображения:                                                                                                                                                              

          схематическое изображение                                                                                                                                              

          реалистическое изображение                                                                                                                                            

          эстетическое изображение                                                                                                                                                  

          в интерьере, на фоне пейзажа и т.д.                                                                                                                              

          метафорическое изображение                                                                                                                                          

          в движении, действии                                                                                                                                                            

7        Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3...)                                                                    

          Степень проявления негативных эмоций (в баллах 1, 2, 3)                                                                                 

          Степень аккуратности исполнения (1,2,3)                                                                                                                

Тест направлен на исследование межличностных отношений ребенка с родителями и другими членами семьи.

Интерпретируя тест “Рисунок семьи”, на основании особенностей изображения можно определить:

1)        Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие
сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о
неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности,
скованности, низкой самооценки, чувстве неполноценности и т.п., тогда как
большие размеры часто говорят об обратном: хорошем расположении духа,
раскованности, отсутствии напряженности и утомления, значимости
изображенного;

2)        особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены).

Проективная методика «Человек и дерево»

 

Использование психографических методик П.И.Юнацкевича “Человек” и “Дерево” в выявлении группы риска.

Использование психографических методик “Человек” и “Дерево” предполагает владение общей методикой психографологического и проективного исследования личности. Применение этого диагностического аппарата в выявлении группы риска (лиц, склонных к суицидным реакциям) основано на определении адекватного суицидному состоянию критерию-признаку. Он был выведен из опыта использования данных методик на экспериментальной (105 суицидентов) и контрольной группе (525 человек). Суть   данного   признака   состоит   в   незавершенном    рисунке   нижних конечностей “Человека” и корневой основы “Дерева”.  Выявление этого признака дает основание утверждать о недостаточно развитых способностях обследуемого  адаптироваться  в  среде и  склонностях  к различного рода срывам в поведении, в том числе и суицидным поступкам.

Инструкция: Перед вами чистый лист бумаги. Возьмите ручку или карандаш, как вам удобнее и нарисуйте картинку. На рисунке обязательно должны присутствовать человек, дерево.

Интерпретация

Особенности изображения “суицидного человека”

Изображение одной головы или лица без прорисовки тела (фигуры) свидетельствует об опасениях, напряжении обследуемого во время контактов с окружающими. Опущенные глаза, подбородок говорят о депрессивных переживаниях.

Укороченные верхние конечности (руки) говорят об избегании контактов, затрудненность их установления. Отсутствие изображения кистей рук – замкнутость характера.

Изображение людей в торжественной, парадной, театральной или сказочной одежде говорит о склонности к демонстративно-шантажному типу суицидального поведения.

Расположение фигуры, отклоненной от вертикали, характерно для лиц с неуравновешенным характером, резким преобладанием эмоций над интеллектом.

Разорванные (разомкнутые) линии рисунка показывают снижение психической энергии, неуверенность, депрессию и суицидные мысли.

Нечеткие (небрежные) линии рисунка показывают неуравновешенность психоэмоциональной сферы личности, легкое возникновение психопатизации. Кроме того, можно предполагать наличие у обследуемого изменчивости настроения.

Очень слабые линии рисунка могут указывать на подавленность обследуемого и равнодушие к себе.

Зачеркивания, затушевки, заштриховки изображений указывают на нервозность, беспокойство, напряжение и боязливость обследуемого.

Маленький рисунок (до 4 см) - сниженное настроение, подавленность, низкая и неустойчивая самооценка, ущербное представление о себе.

Рисунки, расположенные менее чем на 1 см. от края листа – повышенное психическое напряжение.

Основания для предварительного заключения о выявленном суици-дальном состоянии обследуемого:

·    повышенное психическое напряжение;

·    оно не связано с обследованием, имеет длительный характер течения;

·    повышенный уровень агрессивности (определяется по наличию угловатых частей рисунка или сильном нажиме на карандаш);

·    упадок сил и настроения;

·    штриховка и затушевка рисунка;

·    самооценка завышена или занижена;