Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Майорская средняя общеобразовательная школа" Абыйского района

Copyright © 2010 - 2011 | expert-t.ru  
 
 

"Илкун" фольклорнай куруhуок. I полугодие.

«Илкун» фольклорнай куруhуок.

I полугодие.

О5ону ийэ тыл сумэhинигэр иитии- уорэтии, сайыннарыы тиhигэр «Илкун» фольклорнай куруhуок тэрилиннэ.

Тосхоллоро: О5о кыра сааhыттан норуотун төрүт культуратын тылын- өhүн этигэр хааныгар иңэрэн, төрөөбүт буоруттан силистээх- мутуктаах, толору куттаах- сүрдээх, омугун салгыыр, ууhатар киhи буолан тахсарыгар маннык тосхоллору тутуhуохтаах:

1. үөрэ5и билиңңи кэм уутсук усулуобуйатын кытта сөпкө дьүөрэлээн, олоххо, өйгө- санаа5а мындыр сыhыаны кэлэр ыччаккка көрдөрүү.

2. олохтоох фольклор матырыйаалларын үүнэр көлүөнэ5э ситимин быhыта тыыппакка биир тиhигинэн (системанан) билиhиннэрии.

3. урукку көлүөнэ кырдьа5астара тугу айбыттарын «кырааскалаан- тупсаран», «ыраастаан- чыыскалаан» биэрбэккэ, хайдах баарынан ыччакка тириэрдии.

Сыала- соруга:

1. О5ону кыра сааhыттан кылыhахтаах ырыалаах, чуор тойуктаах үтүөкэн үңкүүhүт, бэртээхэй битииhит буоларга үөрэтии, уhуйуу, дьо5урун тобулуу, талаанын таhаарыы.

2. Уран тыл умсул5аннаах эйгэтигэр уhуйуу. Төрөөбүт тыл о5о5о өй-санаа, майгы – сигили төрүтүн тиэрдэрин, санаатын сааhылаан этэр, саңарар кыа5ын биэрэрин таба туhаныы.

3. О5ону бэйэтин омугун, төрөөбүт, дьонун- сэргэтин олорон кэлбит оло5ун историятын, тылын- өhүн, фольклорун үөрэтэрин, билэрин ааhан кэлэр көлүөнэ5э тириэрдэр, хаалар гына харысхаллаах сыhыаңңа иитии.

Барыллааhын былаана.

Темалара

Алын кылаас

Барыта

теория

практика

1

Киирии

1

1

2

Тыыныыга эрчийии. Саңа дор5оонун үөрэтии. Куолаhы аhыыга дьарык

2

6

8

3

Фольклор өйдөбүлэ.Фольклор жанрдарын кытта билсиьиннэрии (тойук, чабыр5ах, оьуокай)

3

7

8

4

Хомуска оонньуу уорэнии

3

6

9

5

Норуот ырыаларын уорэттии, толоруу

2

3

7

6

Ыытыллар тэрээьиннэ кыттааьын

1

1

Барыта

11

23

34

Программа

№ занятия

Тема занятия

1.

Киирии. Билсиьии

2.

Тыыныыга эрчийии терията.

3.

Куолаьы теорията.

4.

Сана дор5оонноро эрчиллии. "а", "о", "у",

5.

Тыыныыга эрчиллии. Куолаьы аьыыга дьарык

6.

Кылыьах таьаарарга дьарык.

7.

Сана дор5оонугар.Тыыныыга эрчиллии.

8.

Кылыьах таьаарарга хамсаныылар.

9.

Фольклор ойдобулэ.

10.

Тойук

11.

Туойуу уоруйэхтэрэ

12.

Репертуары талыы. Туойааьын.

13.

Тойугу толоруу

14.

Чабыр5ах.

15.

"Кыыс чабыр5а5а" уорэтии. Тыыныыга дьарык

16.

Чабыр5ах этэ уорэнии.

17.

Оьуокай. Оьуокай араастара.

18.

Оьуокай этиигэ дьарык, репертуары талыы.

19.

Оьуокайы этии.

20.

Хомус историята

21.

Хомуска охсуу араастара.

22.

Сыыйа тардыы.

23.

Хаастатыы.

24.

Кэ5элэтии

25.

Табыгыр

26.

Конколой

27.

Хомуска охсууга уоруйэхтэр

28.

Хомуска охсууга уоруйэхтэр

29.

Норуот ырыалара

30.

Репертуары талыы

31.

Норуот ырыаларын толоруу

32.

Норуот ырыаларын толоруу

33.

Норуот ырыаларын толоруу

34.

"Дьоллоох о5о саас" концерга кыттыы.

"Кукольный театр - олонхо"

II полугодие.

Пояснительная записка

Кружок «Кукольный театр» рассчитан на учащихся начальных классов. В настоящий момент актуальным, на мой взгляд, является разнообразное использование театрального творчества школьников. Введение преподавания театрального искусства в общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников и учителей, повышение культуры поведения – все это, возможно, осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Особое значение театральное творчество приобретает в начальной школе. Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте - основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение). Театрализованные игры пользуются у детей любовью. Младшие школьники с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, всегда готовы прийти к ним на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Ребенку нравится играть, особенно со сверстниками. Преимущество кукольного театра, как концертного коллектива, состоит в его мобильности: он может выступать практически на любой площадке, в зале, в классе, в детском саду, на клубной сцене. Группа, занимающаяся первый год, выступает не ранее, чем в середине второго полугодия. Более опытные артисты дают не более 5-ти представлений в год. Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей учащихся. Знакомство с позицией актера – творца накапливает их эмоциональный, интеллектуальный, нравственный, социальный, трудовой опыт и развивает его. Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.). Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало ребенка. В атмосфере доброжелательного и терпеливого отношения друг к другу формируется чуткость детей к правдивому целенаправленному действию. Для тренировки воображения служат и упражнения голосом и речью: говорить медленно, громко, тихо, быстро, басом. Речевые упражнения выполняют пропедевтическую роль будущей работы над художественным чтением. Первые попытки сыграть героев сказок расширяют представление детей о достоверности в театре. Здесь закладываются основы для понимания “школы переживания” и “школы представления” в актерском искусстве. Играть так, чтобы тебе поверили, оказывается трудно. Так формируется база для интереса к обучающим заданиям, в процессе которых основной упор делается на игры со словом, с текстом, подтекстом, с разными словесными действиями (упрекать, приказывать, узнавать, удивлять, просить, объяснять, звать). Слово раскрывается как основное средство выполнения сценической задачи, как основной компонент создания характера. Играя в разные сочетания одного действия с различными текстами или одного текста с различными действиями, дети учатся слышать психологическую выразительность речи.

Программа кружка рассчитана

Цель кружка- эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Задачи кружка: - воспитание уважения и любви к сказке; - изучение и освоение театральной работы с куклой; - формирование навыков театральной речи, художественных навыков при изготовлении кукол и декораций; - развитие творческих способностей.

Методы, формы и содержание театральных упражнений: - словесные игры, - артикуляционные упражнения на основе таблицы гласных.

Календарно- тематическое планирование.

Содержание

1

Разновидности театров (беседа). Театр картинок, игрушек, “Волшебные пальцы”, теневой театр, драматический, балет.

2

Кукольный театр. Из истории возникновения (на доске, перчаточный, марионетки).

3.

Посещение театра кукол.

4

Обсуждение спектакля (зарисовки)

5

Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальный оформитель).

6.

Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы (беседа о ширме, о работе за ней)

7.

Выбор и работа над произведениями пьесы (выразительное чтение произведения учителем, беседа).

8.

Распределение ролей. Чтение произведения учащимися.

9.

Отработка чтения каждой роли (за столом).

10.

Интонация. Настроение, характер персонажа.

11.

Изготовление кукол.

12

Изготовление кукол.

13.

Изготовление кукол (оформление).

14.

Изготовление кукол (внешний вид).

15.

Обучение соединению действия куклы со словами роли.

16.

Обучение работе над ширмой.

17.

Обучение работе над ширмой.

18.

Этюды и упражнения с куклами.

19.

Занятия сценическим движением.

20.

Занятия техникой речи.

21.

Репетиция по эпизодам.

22.

Репетиция по эпизодам.

23

Прогоны.

24.

Прогоны.

25.

Прогоны.

26.

Создание эскизов и декораций.

27.

Создание декораций и бутафории к спектаклю.

28.

Монтировочные репетиции.

29.

Музыкальное оформление спектакля.

30.

Прогоны.

31.

Генеральная репетиция.

32.

Премьера.

33.

Реакция зрителей – коррективы, изменения в спектакле.

34.

Итог занятий. Планы на будущее.


Содержание Программы

При творческом подходе педагога к урокам или занятиям театральное творчество не только активизирует интерес школьников к искусству театра и искусству вообще, к разным его видам, но и развивает фантазию, память, внимание и другие качества, воспитывает и улучшает психологическую атмосферу в классе. Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений – русских народных сказок, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления кукол, декораций. Создание психологически комфортной атмосферы занятий необходимо. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.

1.

Разновидности театров (беседа).

Виды театров: - театр игрушек, - “Волшебные пальцы”,

-теневой театр, - драматический театр,

- балет.

2

Кукольный театр.

Из истории возникновения (на доске, перчаточный, марионетки).

3.

Знакомство детей с театром предполагает просмотр телеспектаклей, выезд в театр кукол, драматический, музыкальный театры. Дети учатся различать понятия “театр” как здание и театр как явление общественной жизни, как результат коллективного творчества. А также учатся одновременно и последовательно включаться в коллективную работу.

4.

Обсуждение спектакля (зарисовки).

5.

Знакомство с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник-декоратор, бутафор, актер, музыкальный оформитель). Создание театрального спектакля дополняет и сопровождает всю работу с целью освоения терминов (режиссер, замысел, автор, пьеса, сценарий и т.д.). Каждый ребенок может попробовать себя в роли автора, режиссера, что позволяет развивать творческое начало ребенка.

6.

Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы (беседа о ширме, о работе за ней). Для работы в первую очередь необходима ширма. Ее можно сделать на уроках труда мальчиками, а можно подключить родителей, а если и это невозможно, ребята всегда смогут сделать две стойки, а между ними натянуть материю.

7.

Выбор и работа над произведениями пьесы (выразительное чтение произведения учителем, беседа). Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Вы выбираете любую сказку, делаете режиссерскую разработку, т.к. именно вы будете осуществлять роль режиссера. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее вы расписываете сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать.

8.

Распределение ролей. Чтение произведения учащимися. Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Если же ребенок не достает до ширмы, необходимо сделать ему котурны – это платформочка под обувь.

9.

Отработка чтения каждой роли (за столом).

10.

Интонация. Настроение, характер персонажа.

11-14.

Изготовление кукол



Руководитель кружка- Учитель национальной культуры Никулина Туйаара Михайловна.

Список кружковцев.

1. Черемкина Карина

2. Слепцова Дианна

3. Жиркова Валерия

4. Захарова Элеонора

5. Стручкова Аня

6. Сидорова Люба

7. Неустроева Лиза.

8. Корякина Лена

.